понедельник, 2 января 2012 г.

Сикарии - история повторяется дважды.

   Вот, уже, более недели внимание израильских СМИ приковано к событиям в Бейт-Шемеш. Помомо прочего, появились сообщения, что беспорядки в городе были спровоцированы членами общины сикариев (кинжальщиков), несколько десятков семей которых облюбовали этот городок. Кто же такие эти сикарии? Попробуем углубиться в историю вопроса.
   Изначально, сикарии представляли из себя небольшую группу еврейских радикалов, практиковавших террор как способ решения политических проблем. Само название этой секты проистекает из латинского "сика" - кинжал. Именно кинжал или короткий меч эти представители крайне правого крыла зелотов ("канаим" - ревнителей) носили под одеждой и, смешиваясь с толпой, пускали в ход, убивая намеченную жертву.
   Возникновение сикариев следует отнести к началу второй половины первого века нашей эры, хотя предтечей этой секты, пожалуй, следует считать более раннюю радикальную секту во главе с небезызвестным Иудой бен-Хезкия (Иуда Галилейский) - вождём восстания в Ципори в 4-ом году до нашей эры. Последователей этого движения называют последователями "четвёртой философии", в противоположность саддукеям ("צדוקים"), фарисеям ("פרושים") и ессеям("איסיים").
   Ещё во времена Ирода Bеликого, Хезкия - отец Иуды - стоял во главе группы ревнителей веры, яростно сопротивляющейся власти царя, сменившего на троне династию Хасмонеев ("חשמונאים"). Kроме сомнительности происхождения Ирода, атаке подвергалась и законность его восхождения на трон, и его проримская политика, и его попытки переориентировать культурные традиции еврейства в соответствии с греко-римскими канонами.
   Ирод, и сам, был - не сахар. Начинал он своё правление, именно, с казней неугодных и представлявших угрозу его власти представителей власти и духовенства. Кроме того, он озаботился сменой духовной власти, поставив Хананиэля Вавилонского первосвященником. Тот, будучи потомком Аарона, тем не менее, не принадлежал к цепочке преемственности, последними представителями которой были первосвященники из рода Хасмонеев. Он, между делом, казнил и самого Хезкию Галилейского, бывшего, по свидетельству Иосифа Флавия, "главарём многочисленных разбойников в Сирии (читай - на Голанах)".
   Возникновению секты "четвёртой философии" способствовало, во многом, решение Рима (в 6 году нашей эры) произвести перепись населения и оценку земельных угодий с целью обложения населения подушевым и земельным налогом. Таким образом, объединяясь с фарисеями почти во всех религиозных вопросах (так свидетельствует Иосиф Флавий), новая идеология имела под собой и экономическую подоплеку.
   Последователи "четвёртой философии" светских властей не признавали. Флавий пишет : " ...почитают Бога, единственно, властителем и готовы принять любую казнь и любое мщение для себя, друзей и родственников своих, лишь бы не назвать господином своим никакого человека..." Следует отметить, что в свете, практически, полной светской и духовной автономии предоставляемой Римом своей провинции Иудея, а также относительной материальной обеспеченности населения (религиозная автономия сохранялась вплоть до назначения в 64 году н.э наместником Иудеи Гасиуса Феликса), секта "четвёртой философии" была, по тем временам, явлением уникальным.
   Покорность Риму служила адептам основанием для обвинения в преступлении против веры, что в свою очередь, оправдывало убийство отступника. Именно идеология "четвёртой философии" легла в основу движения сикариев.
   И до восстания группа пополнялась, зачастую, многочисленными уголовниками, для которых роль наёмных убийц (в том числе, и на римской службе) служила основной профессией. Сикарии постепенно выходили из подчинения, даже, своим лидерам. Талмуд повествует о том, что после гневного обращения рабби Иоханаана бен-Заккай к Аба-Сикара - предводителю иерусалимских сикариев (бывшемы, между прочим, племянником рабби - сыном его сестры) - с вопросом о причинах, побуждающих сикариев заставлять население страдать от голода, тот растерянно ответил, что утратил власть над своими клевретами и, пробуя убедить их в чём-либо отличном от жестокого их пути, попросту, расстанется с жизнью.
   Ещё до этого - в 64 году н.э. - в известном конфликте с жертвоприношением дара Нерона в Храме, вызвавшем братоубийственный конфликт в столице, сикарии, прежде всего, сожгли архив долговых обязательств, чем, несомненно, вызвали симпатии бедноты, но затем... Вождь их - Менахем - сын Иуды Галилейского появился в Иерусалиме во главе банды, вооружённой до зубов захваченным в Массаде оружием. Потерпев неудачу в попытке взять дворец Ирода приступом с наскока ( а там укрывались римляне и еврейские сторонники Агриппы - внука Ирода), он вступил с осаждёнными в переговоры и гарантировал беспрепятственный выход за пределы города. Римские солдаты, при этом, согласились сложить оружие в обмен на гарантии неприкосновенности. Гарантии были получены. Однако, покинув пределы дворца безоружными, римляне были безжалостно перерезаны толпой сикариев под личным руководством Менахема.
   Ужас положения усугублялся тем, что столь подлое убийство было совершено в субботу. Не об этом ли говорит трактат "Шаббат", утверждая : "Иерусалим был разрушен, ещё и потому, что в нём была осквернена суббота..."?
   Свора Менахема, однако, ещё не пресытилась убийством. Уже на следующий день, обнаружив скрывавшегося Хананию - первосвященника и его брата, сикарии зверски убили и их.
   В итоге, Менахем, потребовавший для себя царских привилегий, заветы отца и деда благополучно забыл и был забит камнями прозревшим, в одночасье, населением... Тогдашние сикарии завершили своё существование в Массаде, а остатки их рассеялись по Египту и Киренаике, не утратив своей террористической идеологии.
   Еврейские мудрецы единогласно сикариев осуждали. Талмуд определяет их деятельность как насильственную экспроприацию земель под угрозой убийства (ברוכות, פא, ע"ג ). Тосефта и Иерусалимский Талмуд запрещают приобретение земли у сикариев, приравнивая подобные сделки к приобретению краденого. Но ни мудрецы, ни Талмуд, вероятно, для современных сикариев авторитетами не являются...
   В новейшей истории сикарии появились вновь. Так называли себя члены "Союза  Преторианцев" ("Брит ха-Бирьоним") во главе с Аба Ахимеир, Иешуа Явин и Ури Цви Гринбергом, изначально позиционировавшими себя как сторонники ревизионистского движения Зеэва Заботинского. Жаботинский, однако, в "преторианцах разочаровался очень скоро, ибо их методы (а террор остался основным средством - как и в древние времена), зачастую, осуществлению идей сионизма откровенно вредили. Логическим завершением истории "Союза Преторианцев" стало убийство Хаима Арлозорова, после которого, скажем Аба Ахимеир, оправданный британским правосудием, отстранился от политической жизни...
   Ну, а нынешние сикарии? Это выходцы из небезызвестной группы "Нетурей Карта", объединяющейся с врагами нашей страны. Они с радостью сжигают израильские флаги, размахивая палестинскими, они дружат с Ахмадинеджадом, они провозглашают себя кем угодно - лишь бы не быть израильскими гражданами, проживая, тем не менее на нашей территории. Именно у этих отщепенцев идут на поводу наши религиозные сограждане, пытающиеся оправдать и объяснить "еврейский характер" разделения автобусов и тротуаров на мужскую и женскую части.
   Эта команда образовалась с выходом раввинов Амрама Блоя и Аарона Каценеленбогена из "Агудат Исраэль" (той самой, о которой Бен-Гурион договаривался о "статус кво" - мы об этом писали ЗДЕСЬ) в 1935 году. Раввины посчитали "Агудат Исраэль" недостаточно еврейской... Да-да! Те самых "литваков" и бреславских хасидов, которые, нынче, не спешат отстраниться от "чистых" автобусов. 
   За чем же дело стало? Ведь, вот, и Арье Дери в интервью "Галей Цахал" признал, что нынешние сикарии совершенно вышли из под власти, даже раввинов. Ничего не напоминает? Многие из "Нетурей Карта" пособий и помощи от государства не получают. Из принципа. Но нашим доморощенным "харедим" такой подход, видимо, претит. С другой стороны - отторгнуть от себя группу откровенных хулиганов они не в состоянии. Надо, уж, решить что-либо. А то - получается непонятно - и нашим, и вашим. Но, в попытке усидеть на двух стульях, религиозные граждане всё более приближаются к тем самым "негражданам", которых они именуют "незначительнй группой". Помнится, Либерман предлагал обусловить израильское гражданство принесением присяги на верность стране... Или это для одних, лишь, арабов писано? И не пора ли властям задуматься о переоценке экономического и гражданского статуса наших религиозных соседей?

Комментариев нет:

Отправить комментарий