воскресенье, 25 декабря 2011 г.

Прогулки по субботам - Сусита.

"И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем" (Матф. 8:28).
   Этот стих логически продолжает рассказ, начатый в предыдущих стихах, в которых говорилось о плавании Иисуса и eго учеников через Генисаретское море и о успешном усмирении Иисусом Христом бури на море. После прекращения бури на море лодка со Спасителем и Его учениками беспрепятственно продолжала плыть и прибыла к берегу страны Гергесинской.
 Декаполис (Десятиградие)
   В Евангелии от Марка тот же эпизод описывается, уже, с упоминанием "страны  страна Гадаринской". Что же это за страна, находившая ся "на другом берегу" озера Киннерет и где мы побываем сегодня?
   Страна эта, упомянутая в Евангелиях, иначе называлась Декаполис (Десятиградие), ибо десять городов относились к этой области : Дамасск, Филадельфия или Рава Аммонитская, называемая нынче Рабат Аман - столица Иордании, Каната (или Цаната) - к югу от Дамасска, на территории современной Сирии, Дион и Пелла - к востоку от Иордана, ниже Киннерет, Гераса (Гераз), ныне зовущаяся Джараш - в Иордании, Гадара, рядом с которой ныне расположен иорданский городок Умм-Кейс - напротив горячих источников Хаммат-Гадер на берегу потока Ярмук, Скифополь, которому позже вернули его древнейшее название Бейт-Шеан на израильском берегу Иорданской долины, Рафана - к востоку от Гадары и, наконец, Хиппос или Сусита - древнейшее поселение на восточном берегу Киннерет.
   Хотя эта область и именовалась Декаполисом, число городов-членов союза, бывшего неким предтечей Ганзейского союза городов, возможно достигало 18-19. Так, Клавдий Птолемей присоединяет к упомянутому выше перечню Плиния Старшего город Лисаниас.
   Часть поселений Декаполиса была основана во времена незапамятные. Так, например, древнейшие исторические документы, упоминающие Бейт-Шеан (Скифополь) относятся к так называемым "письменам пещер", частью, находящихся ныне в музеях Брюсселя и Берлина. Берлинские черепки относящиеся к временам 11-12 династии фараонов, то есть к временам Среднего царства - 20 век до нашей эры упоминают город, называя его Ашан. В документах 18 династии Бейт-Шеан упомянут в списке городовзавоёванных Тутмосом Третьим в  1468 году до нашей эры. Что касается Дамасска, к примеру, то и первые исторические упоминания о нём относятся к 15 веку до нашей эры, хотя древние историки относили его основание к гораздо более отдалённым временам, а Ибн-Асакир, живший в 12 веке нашей эры, утверждал, что городские стены Дамасска были первыми строениями после Великого Потопа и относил основание города к 4-му тысячелетию до нашей эры.
   Однако, большинство городов этой обширной области было основано после смерти Александра Македонского в 323 году до н.э. Часть - при Птолемеях, правивших этой территорией до 198 года до н.э., часть - при Селевкидах, когда Антиох Третий (Великий) отнял у Птолемеев и Финикию, и Израиль. 
   Декаполис был местом смешения и противостояния пришлой греческой культуры и местной - семитской, хотя имело место и определённое взаимопроникновение культур. Есть свидетельства тому, что греки адаптировались к поклонению местному набатейскому божку Душара, да и финикийских богов почитали весьма. 
   Что бы там ни было, но население городов оставалось, в большинстве своём, языческим, о чём собственно и свидетельствует свиноводство - евреи свиней не разводили. Интересный факт, кстати, который стоит упомянуть : в Евангелиях свиньи, бросаясь с обрыва, тонут в озере, однако водящиеся в окрестностях во множестве дикие кабаны прекрасно плавают. Это, собственно, лишний раз подтверждает то, что Иисус совершил своё чудо со стадом ДОМАШНИХ свиней, поскольку эти коротконогие животные быстро захлёбываются в воде. Что сказал по этому поводу хозяин стада, лишившийся в одночасье своих любимых хрюшек, остаётся покрытым тайной...
Гора Сусита
   Мы, однако, путешествуем в окрестностях Киннерет, а посему - довольно общей истории района! Мы спускаемся от древней Гамлы к Сусите (Хиппос).
   Столь "лошадиное" название, возможно проистекает от формы вершины холма на котором город находился. В формах скалы, причудливо обточенной дождями и ветрами можно усмотреть часть лошадиной шеи и головы. Есть, правда, и другая версия, говорящая о том, что основатели города были солдатами лёгкой кавалерии. Само слово "Сусита" (סוסיתא) - арамейский перевод греческого Хиппос (лошадь), а более позднее арабское название места - эль-Кэлъа эль-Хисан (القلعة الحصان) - "замок лошади", возможно, свидетельствует в пользу второй версии.
   Город находился в 350 метрах выше уреза воды в озере. И город, и сам холм отделены от окрестностей крутыми склонами и, лишь, узкая тропа, пролегающая по седловидному хребту, соединяет их с западным склоном Голанских высот. Древняя крепость была значительных по тем временам размеров. Обнесённая внушительной стеной, она имела до 650 метров в длину и до 170 метров в ширину.  Изначально, по всей видимости, здесь находился передовой форпост армии Антиоха Великого (центр империи Селевкидов находился в Сирии), и, лишь, после 198 года до н.э. крепость начала превращаться в город - Антиохию-Хиппос (Αντιόχεια του Ίππου). 
Тропа, ведущая в город
   Спустя сотню лет Александр Яннай - израильский царь и первосвященник из Хасмонейской династии - отбил город и присоединил его к Хасмонейскому Царству, причём местным язычникам было предложено перейти в иудаизм или убираться восвояси - так описывает события тех дней Иосиф Флавий. Однако, не прошло и двадцати лет, и Гней Помпей Магнус - римский генерал, известный тем, что не узурпировал власть, имея все на то возможности в 61 году до нашей эры - завершил свой азиатский поход в Иерусалиме, приведя непокорный Израиль под власть Рима (в 63 году до н.э.).
   Язычество вернулось в город, получивший, совместно с другими городами Декаполиса, относительную автономию и, между прочим, даже, право чеканить свою монету (на городских монетах того периода изображалась лошадь). В 37 году до нашей эры Сусита была передана Октавианом Фурином Ироду Великому, сын которого, спустя полвека, основал Тверию (Тивериаду), на противоположном берегу озера. Тверия, бывшая поселением благочестивых иудеев являлась соперницей Суситы, где, тем не менее, проживало еврейское меньшинство, жестоко вырезанное язычниками в годы Великого восстания в угоду римлянам. Еврейское сопротивление завоевателям, однако, было столь отчаянным, что вплоть до 135 года нашей эры, когда было подавлено восстание Бар-Кохбы, римляне не решались вкладывать значительные средства в восстановление своих владений на Голанах. 
Декуманус Максимус
   Начиная со 135 года нашей эры римляне отстроили город по своему вкусу. Главная улица - Декуманус Максимус, протянувшаяся с востока на запад, как и в большинстве римских городов того времени - была обрамлена колоннами из красного гранита, доставлявшимися сюда из Египта. Римляне выстроили в городе театр, храм цезаря и акведук для подачи воды. До этого времени вода, текущая в дождливый период с Голан, собиралась в специальных колодцах. Акведук имел в длину почти 25 километров и соединял город с "Чёрным водопадом" на ручье Эль-Аль на Голанских высотах.
   В период правления Диоклетиана (начиная с 284 года), плато Голан и Галилея стали частью римской провинции Палестина Секунда, а с принятием Римом Миланского эдикта в 313 году, объявлявшего христианство равноправной религией (Religio licita), район стал местом основания многочисленных церквей и монастырей. До начала 4-го века свидетельства о пребывании христиан в городе отсутствуют. Могила того периода, обнаруженная у городских стен, в которой похоронен мужчина по имени Гермес, свидетельствует, скорее, о том, что город был, всё ещё, заселён язычниками. Однако, уже в 359 году, город стал местом обитания епископа известного под именем Симеон (Шимон) из Суситы. К тому же периоду относятся и остатки 8 церквей, обнаруженные при раскопках. В Иерусалимском Талмуде город упомянут в числе городов освобождённых от выплаты части урожая левитам и потомкам Аарона.
   С закатом славы Восточной Римской (Византийской) империи к концу 6 века, закатывается и звезда города. В 641 году, с завершением захвата территории Израиля Омейядами, начинается столетний период упадка. Мусульмане, разрешившие исповедававшим христианство жителям остаться на месте не обращаясь в Ислам (насколько же ранний Ислам был милосерднее нынешнего!), не смогли избежать постепенного разорения некогда цветущего края. После ужасного разрушительного землятресения 749 года, город был покинут последними жителями и забыт.
Вид на раскопки
   Лишь, образование Израиля вдохнуло жизнь в голые, некогда, скалы. В период войны за независимость жители киббуца Эйн-Гев отбили у сирийцев их базу на горе, где двенадцать веков тому назад город был стёрт с лица земли природным катаклизмом. Долгих 18 лет передовой израильский форпост служил точкой наблюдения за противником, а в дни Шестидневной Войны стал передовой точкой наступления на Голаны. До сей поры, в северо-западной части древнего города сохранились остатки канатной дороги, обеспечивающей снабжение наших солдат из Эйн-Гев, построенной под руководством подполковника Давида Лескова в 1948 году. 5 июня 1967 года здесь пал от сирийской пули первый из убитых в ходе Шестидневной Войны израильский солдат - капитан Рами Заит. Памятная стелла в его честь установлена в западной части вершины холма. По сторонам её растут два оливковых дерева...После полного освобождения Израильских Голан от сирийских войск, можно, наконец-то, было заняться и археологией...
   Первые исследования на месте древней Суситы были, как ни странно, произведены вовсе не археологами. В 1885 году немецкий инженер-путеец Готлиб Шумахер наткнулся на руины города в ходе инженерных изысканий. Город был ошибочно принят за Гамлу, позже откопанную восточнее. После основания киббуца Эйн Гев в 1937 году, местный энтузиаст Мендель Нун обследовал окрестности горы, основное внимание уделяя остаткам древних причалов на озере. В 1954-55 годах израильские археологи - Михаэль Ави-Йона, Эммануэль Дамати и Клер Эпштейн - провели первые профессиональные раскопки на месте, обнаружив остатки церквей византийского периода и резиденции епископа.
   В 2000 году раскопки были возобновлены учёными Института археологии при Хайфском Университете - Михаэлем Айзенбергом и Артуром Сегал, при участии Польской Академии Наук и Университета Конкордия в Сент-Пол (Мичиган, США). Раскопки продолжаются и по сей день, открывая нам всё новые виды древнего города. Уже сейчас, мы можем посетить древний Форум, Аудиум (малый театр), храм цезаря и греческое святилище, римские укрепления, базилику, термы, римские ворота города и пять византийских церквей.
   Ещё одно интереснейшее место на древней еврейской земле ждёт гостей.
   
   
   
   

Комментариев нет:

Отправить комментарий