четверг, 22 декабря 2011 г.

Ещё раз о "бесплатном" образовании. И не только.

   Время от времени, наше израильское интернет-пространство бывает ошарашено очередной статьёй об, из рук вон плохо, функционирующей системе всеобщего среднего образования. Причин наших неудач отыскивается великое множество. Самых разных : от низкой зарплаты учителей и их же недостаточного преподавательского уровня, и до страшной перегруженности несчастных наших чад безумно сложной школьной программой. Отдельной строкой идёт, всегда, высокий уровень насилия в школах, отвратительные условия обучения детей-инвалидов и сложности абсорбции репатриантов. Об этом - с вашего позволения - как-нибудь, в другой раз, а пока, хочу заметить, что высокие чины Министерства Провещения без дела не сидят. В Сингапур, вон, помнится, наведывались. Тамошнюю систему, стало быть, изучить и привить у нас. Почему в Сингапур, правда, мне нe совсем ясно, но, тем не менее, факт активной деятельности - налицо. Давайте-ка и мы попробуем затронуть некоторые вопросы.
   Что касается учительской зарплаты, я, пожалуй, с утверждениями о её недостаточности соглашусь. Надо бы побольше. Паче чаяния, учитель со стажем и удачным послужным списком получать зарплату ниже уборщицы (пусть, даже, и работающей в Банке Израиля) не должен. Однако, помнится мне, что в моей родной 470-й школе города-героя Ленинграда учителя особо, тоже, не шиковали. А школа - из лучших в СССР. Да и в знаменитой 239-ой, вроде, на "Мерседесах" не катались... А Перельмана, вон, выучили. Да, что там Перельман! Советская система образования, имевшаяся в крупных и средних городах СССР в пятидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия,  обеспечивала средний общеобразовательный уровень, остающийся, и по сей день, недостижимой мечтой любой страны мира - не только, лишь, Израиля. А зарплаты учителей были очень, даже, невысоки. Где же связь? Похоже, что дело не в зарплатах. А в чём?
   Остаются, вообще говоря, две возможности. Первая - тупые еврейские учителя. Вторая - неудачная деятельность Минпроса. Рассмотрим обе.
   Две моих тётки в Израиле учительствуют. Преподают математику. Обе имеют ещё советский стаж преподавания в далеко не самых плохих школах, посему, могу засвидетельствовать, что и уровень преподавания могут обеспечить вполне соответствующий. Скажете : " Ещё бы! Они же из "наших"! " Так, да не так! Не соглашусь, пожалуй. В моей, далеко не самой благополучной, Тверии уровень преподавания за последние 5-6 лет вырос значительно. Правда, не благодаря Минпросу и мэрии, а, скорее - вопреки, но об этом не сейчас. Две мои дочки вышли из начальной школы "Рэут", в которой "русских" учителей днём с огнём не сыщешь. Директором там, вообще, некто Нафтали Турджман, который, как видно из имени-фамилии, к "русским" отношение ежели и имеет, так исключительно в качестве соседа. И то - не факт. Однако же, сумел обеспечить вполне приемлимый уровень знаний учеников, заканчивающих 6-й класс.
   Я, помнится, был невольным свидетелем его разговора с одной - ответственной за школьное образование - дамой из муниципалитета. Разговор, кроме прочего, шёл о переводе родительских платежей за так называемую "Корзину культуры" ("саль ха-тарбут") в муниципалитет, дабы культурные мероприятия тамошние "культуртрегеры" устраивали централизовано. Нафтали этой даме заявил, примерно, следующее : "У меня треть учеников - из "русских семей". Ваш идиотский набор мероприятий их устроить не может никоим образом! А заставлять их платить незнамо за что я не намерен!"  Такой, вот, "нерусский" директор... Его бы - куда повыше... Итак, судя по всему, дело не в учителях. Паче чаяния, набором учителей ведает Минпрос, так что кадровые недостатки можно исправить оттуда. Стало быть, дело упирается в проблемы административные. На уровне повыше уровня директора школы. 
   Всех вопросов мне поднять - понятное дело - не удастся, но, хотя бы, начну. Читатели постарше помнят, естественно, что в СССР, в начальной школе, карандашами в учебниках не писали. Знаете, почему? Да, потому, что навыки чистописания развивают руку. А, помнится, ещё классики марксизма-ленинизма усматривали в развитии руки один из решающих факторов эволюции от обезьяны к человеку. Думаете в Израиле этого не понимают? Ничего подобного! Открываю указания генерального директора Минпроса ("хозер манкаль")  - там, чёрным по белому, пропечатано, что писанина в учебниках допускается, лишь, в первом классе, а писать в специализированных брощюрах можно, аж, до четвёртого. Всё. Выполняются ли эти указания? Как бы не так! Открываю книжку "Математика для 7-го класса", выпущенную издательством "Мишбецот - сифрей лимуд". Что же я вижу? Карандашную писанину! А пособие по английскому? А по арабскому? На кой ляд я плачу по 50-100 шекелей за эти прописи, коли гендиректор Минпроса заявил, что писать надо в тетрадях? А книжки-то кем разрешены? Тем же Минпросом! Где же его гендиректор?! Почему эта макулатура до сей поры в ходу?!  
   Что касается разнообразности учебных материалов, то документы Министерства сомнений не оставляют - менять содержание учебников разрешается не чаще одного раза в 5 лет. К чему, тогда, потребовалась дополнительная законодательная инициатива наших кнессетосидельцев, увидевшая свет на этой неделе и говорящая о том же самом? Министр просвещения и генеральный директор его ведомства, похоже, ситуацией не владеют, коли, на местах, на указания Министерства, попросту плюют, и нужен, аж, целый закон, чтобы обуздать безумное и бездумное размножение видов учебной литературы всех мастей. Неужели же нельзя, раз и навсегда, навести порядок и установить список из 3-4 книг по каждой дисциплине, разрешённый к использованию? А что там с созданием школьных библиотек? Тоже нужен закон? Ну, так примите!!! Хоть отсюда будет положен конец безобразному грабежу родителей в рамках процесса "бесплатного" образования!
     Затрону и вопрос об уровне преподавания в рамках набора определённого количества "единиц" ("ехидот") в аттестате зрелости. Дело, зачастую, доходит до идиотизма - в некоторых школах, попросту отсутствуют классы где можно получить соответствующий уровень знаний по той или иной дисциплине. Основной, замечу, дисциплине. Ибо, когда речь заходит о посиделках в рамках "керен карев" (за который надо, естественно, платить отдельно) - тут всё в порядке! Поучили детки годик как на флейте играть... На следующий год, почему-то, - как фигурки лепить. Ещё, через год - как посуду из папье-маше делать. Основательно, правда, ничему не научились, но, зато, время весело провели! И с родителей шекелей по 250-300 сдёрнуть не забыли! Все довольны, все смеются!
   А попробуйте-ка учить химию. С физикой совместно. Мы, напомню, живём в стране, которая, по праву, гордится нобелевскими лауреатами, именно, по химии. Вам, в большинстве случаев заявят, что изучать обе-две дисциплины одновременно нет никакой возможности : или часы преподавания не подходят, или же нагрузка слишком велика. Могут, правда, посоветовать учить биологию. С химией. Но... без физики. Как изучать химию без физики я, честно говоря, представляю с трудом. А физику - в свою очередь - без математики. И начинается поход в поисках частных преподавателей... Тоже, надо сказать, в рамках "бесплатного" образования. Боже мой! Как же мы со всем этим в СССР справлялись?! За десять лет? 
   А не организовать ли Минпросу - вместо поездок в бананово-лимонный Сингапур - консультации с представителями преподавательского состава старшего поколения? Ведь, сомнений в том, что в Израиль приехала ЭЛИТА советских учителей нет ни у кого. В Сингапуре-то оно, понятно, приятнее... Гостиница - пять звёздочек, кофе, трёхразовое питание, вежливые малайцы на улицах... Чего и не поездить - родители платят!
   Вот вам "русские израильтяне" и вопрос - почему, имея в Кнессете, чуть ли не пятую часть "своих" депутатов, мы имеем в образовании... То, что имеем? И не заняться ли скажем красавице Анастасии Михаэли - матери восьмерых детей, между прочим - именно этим вопросом. Вместо замеров уровня громкости "матюгальников" на минаретах. Оно, глядишь, и её деткам, какая-никакая, выгода случится....

1 комментарий:

  1. "Читатели постарше помнят, естественно, что в СССР, в начальной школе, карандашами в учебниках не писали. Знаете, почему? Да, потому, что навыки чистописания развивают руку. А, помнится, ещё классики марксизма-ленинизма усматривали в развитии руки один из решающих факторов эволюции от обезьяны к человеку".
    В стремлении высмеять начальную школу СССР и классиков следует быть скромнее. Отлично помню школьные уроки и домашние работы по чистописанию, когда ручкой с стальным пером приходилось выписывать буквы с нажимом в нужных местах. А пользуясь в первом классе школы карандашами вместо такой ручки с стальным пером как-раз и не приобретешь навыков чистописания.

    ОтветитьУдалить