воскресенье, 4 декабря 2011 г.

Египет : расплата за союз с дьяволом.

Ещё 29 июля нынешнего года, когда, впервые, тысячи салафистов объединили свои ряды в огромной демонстрации, после пятничной молитвы на площади эль-Тахрир с демонстрантами из "Мусульманских братьев", стало понятным, что наш юго-западный сосед стремительно катится к установлению радикального исламского режима. Тремя месяцами ранее - 21 апреля - салафистская группировка под названием "Эль-Дауа эль-Салафия" объявила о создании политической партии "Эль-Нур", а, несколько позднее, было образовано ещё, как минимум, три партии салафистского толка. Не прошло и двух месяцев со дня упомянутой июльской демонстрации, а организованные группы салафистов, уже, влились в ряды осаждающих израильское посольство 10 сентября. С этого дня противостояние радикальных исламистов и правящей военной верхушки вылилось в открытое, зачастую, вооружённое противостояние. 1 октября, представители "Эль-Нур", поблагодарив военных за "сохранение результатов революции", потребовали от них уступить власть. "Вместо власти военной хунты мы желаем установить власть исламского шариата и построить государство Ислама", - говорилось в заявлении, - "Аллах подарил нам революцию,чтобы наш голос был услышан". Недвусмысленно добавлялось, что тысячи шахидов готовы принести себя в жертву если военные останутся у власти.
Что же случилось? В начале сентябра в Вашингтоне, в Госдепартаменте, состоялось секретное совещание, в котором участвовали все ключевые фигуры, определяющие направление американской политики в Египте. Участникам совещания было предложено обрисовать возможные сценарии развития событий. Наиболее оптимистичный прогноз, уже тогда, предсказывал, что две трети голосов в парламенте получат партии исламистского толка, из которых половина будут являться партиями крайне радикальными. В отношении же выборов президента, присутствующие сошкись на том, что из десяти кандидатов, шанс быть избранными имеют, лишь двое - представитель "Мусульманских братьев", или же кандидат от салафистов.
Единственной ошибкой аналитиков оказалось то, что представители либеральных и демократических партий получили не треть голосов в парламенте, а, как выяснилось - менее 15% мест. В дни правления Мубарака салафисты устранялись от участия в политической жизни страны, утверждая, что занятие политикой несовместимо с построением исламского общества, основанного на "незагрязнённых источниках".
Это дало повод генералу Омару Сулейману - шефу египетской разведки - для принятия ошибочного,
как выяснилось, решения : с 2006 года египетские власти всячески поддерживали салафистов, видя в них противовес запрещённым "Братьям мусульманам". Во-первых : всвязи с отсутствием у салафистов видимых политических амбиций , режим Мубарака не воспринимал их как угрозу существующей власти. Во-вторых : египтяне надеялись, что салафисты представят протививес не только "Братьям мусульманам", но и джихадистским группировкам, прежде всего - относимым к "Аль-Кайда". В 2006 году Сулейман разрешил вещание десяти спутниковых каналов, принадлежащих салафистам. Режим Мубарака подписал договор с дьяволом и день расплаты должен был наступить рано или поздно. Вплоть до 2010 года Мубарак предпочитал не замечать высокой популярности этих каналов, а когда власти опомнились и, узрев, что салафистские шейхи превратились в звёзд масс-медиа, в октябре 2010 года прикрыли вещание, было уже поздно... Завоевав симпатии египетян, салафисты поняли, после падения Мубарака, что перед ними, впервые в истории современного Египта, открылась возможность стать грозной политической силой.
Египет стремительно меняет своё лицо. И не только Египет. Весь Ближний Восток, уже сейчас, живёт в совершенно новой политической реальности, в которой перспективы мирного египетско-израильского договора весьма туманны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий